Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Экологическая декларация

Дата: 27 ноября 2018 в 10:23

Экологическая декларация

ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста»

2018 год

Адрес: г. Брест, ул. Рябиновая, 10

тел./факс: +375 (162) 59-13-09 (приемная)

Е-mail: sch14mr@rcit.by

Сайт: 14brest.schools.by

Уполномоченные по СЭМ: Манакова И.В., тел. 59-13-09

Введение

Проблема формирования экологической культуры учащихся, формирование у них эколого-ориентированного поведения в окружающей среде достаточно актуальна для образования в Республике Беларусь. Экологическая направленность является одним из принципов государственной политики в сфере образования. Это обусловлено тем, что современный человек обязан быть экологически грамотным, осознавать личную ответственность за последствия собственной деятельности, должен бережно относится к водо- и энергоресурсам. Выпускник средней школы должен уметь выбрать такие способы поведения, которые минимизируют отрицательное воздействие человека на окружающую среду.

Участие в системе экологического менеджмента мотивирует сотрудников школы, учащихся на эколого-ориентированное поведение. Внедрение в управление школой СЭМ способствует формированию экологического мировоззрения участников образовательного процесса, которое позволит им бережно относиться к природе, рачительно использовать природные и энергетические ресурсы, разделять отходы по видам и принимать экологически обоснованные решения в повседневной жизни.

На протяжении ряда лет школа осуществляет деятельность направленную на создание эколого-дружественной образовательной среды, формирование экологической культуры учащихся.

1 ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста»

1.1 Учреждение

Государственное учреждение образования «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» – учреждение общего среднего образования, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Положением об учреждении общего среднего образовании, устава государственного учреждения образования «СШ№14 им. Е.М.Фомина г.Бреста».

Целью работы ГУО «СШ им. Е.М.Фомина г.Бреста» является «Формирование в условиях организации практики образования в интересах устойчивого развития компетентной личности, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности».

В школе создана экологическая тропа протяженностью 2 км (10 станций), имеется пришкольный участок площадью 1,3106 га, теплица.

 1.2 Организационная структура

К структурным подразделениям ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» относятся: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи.

В школе обучается – 1596 учащихся. Из них: 
В 1-4 классах – 682 учащихся. 
В 5-9 класса – 720 учащихся.
В 10-11 классах – 194 учащихся.
В школе работает – 114 педагогических работников, 28 технических работников.

1.3 Социальное партнерство

ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» сотрудничает организациями и предприятиями:

– Детский сад №72.

– ГУО «Средняя школа №37 г. Бреста».

– ГУО «Гимназия №6 имени маршала Советского Союза Г.И. Жукова».

– УО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бреста»

– Брестская областная эколого-биологический центр.

– Брестский Институт развития образования.

– ГЛХУ «Брестский лесхоз».

– ГУ «Брестский мусороперерабатывающий завод».

– ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».

– РСЭОО «Живое партнерство».

– Академия последипломного образования.

– II общеобразовательный лицей имени Э. Платер (г. Бяла-Подляска, Республика Польша).

– Средняя школа г. Вранова (Республика Словакия)

1.4 Деятельность ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» 
по защите окружающей среды

 2008-2011 – факультативные занятия «Азбука Берегоши» для учащихся 1-4 классов.
2010-2011 – замена осветительных приборов на более экономичные.
2011-2014 – участие в проекте ШПИРЭ
2011-2014 – участие в школьных проектах по энергоэффективности «Энергомарафон».
Ноябрь 2011 года – общешкольный проект «Экономим вместе».
Май 2012 года – участие в республиканской акции «Цветы победы». 
Ноябрь 2012 года – общешкольный проект «Энергоресурсы страны мы все экономить должны».
2011-2013 – установка стеклопакетов в отдельных классных помещениях и замена входной группы.
Февраль-апрель 2013 – подготовительная работа по организации и участию в инновационном проекте «Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования».
Июль 2013 года – приказом Министерства образования Республики Беларусь от 31.07.2013 №647 «Об экспериментальной инновационной деятельности в 2012/13 учебном году» школа включена в состав участников инновационного проекта «Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждений общего среднего образования».
Ноябрь 2013, 2014 гг. – общешкольный проект «Энергия и среда обитания».
2013-2015 гг. – реализация инновационного проекта «Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования».
Март 2014, 2015гг. – общешкольный проект «Похвальное слово воде».
Июнь 2014 г. – общешкольный проект «Экологический лагерь».
Апрель 2014 г. – установка контейнеров для раздельного сбора отходов.
Февраль-октябрь 2014 г. – участие в проекте BYN 123 «Развитие системы экологического менеджмента в социальных и учебных учреждениях программы SECTOR, который реализуется республиканским социально-экологическим объединением «Живое партнерство». Приобретено и установлено санитарно-техническое оборудование на сумму 9 500 000 рублей, полученных школой в результате участия в данном проекте.
Октябрь 2014 г. - получен экологический сертификат соответствия «Белый аист». 
12 сентября 2014, 2015 гг. – участие во всемирной акции «Очистим планету от мусора».
Ноябрь, декабрь 2014 г. – замена технологического оборудования на кухне.
Ноябрь, декабрь 2014 г. - разработана матрично-проектная модель управления процессом создания эколого-дружественной образовательной среды ГУО « СШ № 14 имени Е.М.Фомина г.Бреста». В школе разработан проект «Использование матрично-проектная модели управления процессом создания эколого-дружественной образовательной среды ГУО « СШ № 14 имени Е.М.Фомина г.Бреста». С этим проектом учреждение образования вышло в финал областного конкурса «Управление современной школой: единство, коллегиальность, эффективность».
Ноябрь, декабрь 2014 г. - разработана комплексно –целевая программа ГУО «СШ № 14 имени Е.М. Фомина г. Бреста» по практическому энергосбережению и воспитанию культуры ресурсо – и энергосбережения на 2014-2016. 
Декабрь 2014 г. - на областном этапе республиканского конкурса «Энергомарафон-2014» школа награждена Дипломом I степени как «Лучшее учреждение образования по созданию системы работы в сфере энергосбережения» и получила сертификат на 50 000 000 рублей из республиканского бюджета.
2015 г. – учреждение получило сертификат участника проекта SPARE «School Project for Application of Recourses and Energy» в Беларуси.
Май 2015 г. – общешкольная акция по раздельному сбору отходов «Чистая планета».
Июль 2015 г. – модернизация окон путем установки стеклопакетов в кабинетах 104, 204, 207, 309, 112 (одно окно), 110 (одно окно), в медицинском кабинете (одно окно).
Сентябрь 2015 г. – участие в городской акции «Мой город – самый чистый», проведенной в рамках всемирной акции «Очистим планету от мусора».
Ежегодно:
– участие в акциях «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Посади дерево» по уходу за школьной территорией, территорией микрорайона и территорией, прилегающей к памятнику «Жертвам фашизма» на 7-ом км Ковельского шоссе; 
– участие в операции «Батарейка» по сбору отработанных гальванических элементов;
– участие в мероприятиях экологической направленности, проводимых в городе (городские конкурсы «Тайны Прибужского Полесья», «Мусор в рамке», «Мир через объектив», «Поможем пернатому другу»). 
– поддержание чистоты и порядка на экологической тропе; 
– утепление окон;
В школе создан экологический театр. Организовано оборотное использование бумаги, ведется работа по утеплению окон, своевременный ремонт санитарно-технического оборудования для предотвращения утечек воды, ведется учет и контроль водо- и энергопотребления. В кабинетах информатики компьютеры и мониторы выключены из сети, когда не используются. Ведется контроль потребления энергоресурсов. В здании есть узел учета и регулирования тепла, счетчики расхода горячей и холодной воды.

2 Показатели

2.1 Прямое воздействие на окружающую среду. 
Показатели экологической эффективности

Показатели экологической эффективности

2012/13 учебный год

2013/14 учебный год

2014/15 учебный год

Число обученных работников

112 учителей
27 техработников

114 учителей
28 техработников

Число обученных учащихся

700 человек

914 человек

Затраты, связанные с экологическими аспектами

2 000 000 бел.рублей

109 500 000
бел.рублей

Экономия, достигнутая в результате сокращения количества используемых ресурсов, предотвращения загрязнения или разделения на виды и использования отходов

-

Нет

Число жалоб или претензий в области охраны окружающей среды

-

Нет

Нет

Количество потребленной воды за год (валовое и удельное)

Валовое

Удельное

Валовое

Удельное

Валовое

Удельное

Хол. 1547 м<sup>3</sup>

Гор. 1302 м<sup>3</sup>

1,1 м<sup>3</sup>

0,9м<sup>3</sup>

Хол.1975 м<sup>3</sup>

Гор.1582 м<sup>3</sup>

1,24 м<sup>3</sup>

1,02м<sup>3</sup>

Хол. 1878 м3
Гор. 1798 м3

1,27 м3

1,21 м3

Количество используемой электроэнергии за год (валовое и удельное)

Валовое

Удельное

Валовое

Удельное

Валовое

Удельное

90980 кВт

64,9

100121 кВт

64,4

102139 кВт

68,9 кВт

Количество энергии, сэкономленной в рамках программ энергосбережения

-

Нет

Количество потребленного тепла за год

674,51

436,4

489,26 Гкалл

Число аварийных ситуаций в год

6

4

8

Количество сданной макулатуры в год

4800 кг

5700 кг

6200 кг

Количество посаженных деревьев и кустарников

18

22

25

Очистка территорий (памятник, котлован в микрорайоне школы)

да

да

да

Количество мероприятий по улучшению инфраструктуры

-

В стадии обсуждения находится вопрос о выделении Попечительским советом материальных средств для оборудования велопарковок–

 

Результативность участия в исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах

 

Уровень конкурса

2012/2013

2013/2014

2014/2015

Призеры районного уровня

Д1-1

Д2-1

Д3-1

Д1-1

Призеры областного уровня

Похвальный отзыв на областной конференции

Д2-1

Международный конкурс «Энергия и среда обитания»

Д1

Д3-1

 

2.2 Косвенное воздействие на окружающую среду

2.2.1 Коммуникации и квалификация

 Сотрудники ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» повышают свою квалификацию, участвуя в работе обучающих семинаров по вопросам охраны окружающей среды
С учителями и техническим персоналом школы в 2013-2014 гг. проведены обучающие семинары:
⦁ «Образование в интересах устойчивого развития»;
⦁ «Экологические проблемы современности»;
⦁ «Система экологического менеджмента»;
⦁ «Проектирование эколого-дружественной образовательной среды»;
⦁ Экологическая культура и экологическое сознание»;
⦁ Экологические проблемы. Основы охраны окружающей среды. 
⦁ Экологическая политика и программа экологического менеджмента.
⦁ Правила, процедуры и инструкции, касающиеся экологических аспектов деятельности человека: энергосбережение в школе и дома, способы экономии электроэнергии, способы экономии воды. 
⦁ Качество воды – качество жизни. 
В ходе проведения семинаров участниками использовались: «Метод мозгового штурма», SWOT-анализ, выработка основных принципов работы, создание образа желаемого будущего. 

     Внутренние аудиторы Демченко Ю.Л., Зайко Г.В. прошли обучение в ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» по теме «Разработка и внедрение стандартов ИСО серии 14000 и EMAS III в социальных, образовательных, церковных и общественных организациях (подготовка внутренних аудиторов СЭМ)» и получили соответствующие сертификаты.

     В ходе проведения обучающих семинаров технический персонал школы получил памятки «Способы экономии электроэнергии», «Способы экономии воды».

С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг в сфере энерго- и ресурсосбережения, в учреждении создаются условия для саморазвития и самосовершенствования педагогов. 6 учителей школы (директор школы Ульяницкая А.П., заместитель директора по УР Манакова И.В., учитель белорусского языка и литературы Зайко Г.В., учитель математики Демченко Ю.Л., учитель географии Селивончик В.П., учитель физики Пригодич Т.К.), являясь участниками проекта «Развитие системы экологического менеджмента в социальных и учебных учреждениях», реализуемого РСЭОО «Живое партнерство», участвовали в работе семинаров, проводимых в рамках данного проекта. Учитель математики Струневская Н.И. закончила дистанционный курс профессионального развития педагогов-участников Программы«AdobeYouthVoices» и прошла обучение как координатор проектов молодежных медиа, организатор образовательного процесса, основанного на обеспечении проектно-исследовательской деятельности молодежи и использовании технологии образовательных интернет-проектов сети iEARN и в декабре 2013 получила сертификат участника дистанционных курсов профессионального развития.
Два педагога школы учитель белорусского языка и литературы Шестак И.Г. и педагог дополнительного образования Лысюк О.А. прошли в сентябре-ноябре 2014 года обучение в экологической онлайн-школе «Экологически дружественный образ жизни».
Учитель математики Демченко Ю.Л. приняла участие в работе национальной конференции «Энергия. Климат. Образование».
С целью создания условий для развития и формирования ключевых компетенции педагогов, их самореализации созданы и функционируют семь творческих групп: 
 «Мы и энергия»; 
 «Локальный проект»;
 «Включение вопросов экологического образования учащихся в содержание предмета «Русский язык и литература»;
 «Включение вопросов экологического образования учащихся в содержание предмета «Белорусский язык и литература»;
 Включение вопросов экологического образования учащихся в содержание предмета «Иностранный язык»;
 «Включение вопросов экологического образования учащихся в содержание предмета «Трудовое обучение»;
 «Практико-ориентированные исследовательские проекты учащихся».
и благодаря регулярному информированию через информационные стенды «Экология и мы», «Экологический менеджмент» и школьную газету «Южный ветер».
Информация об участии школы в природоохранной деятельности была размещена на стенде Брестского мусороперерабатывающего завода на XII Всебелорусском экологическом форуме (12.09.2014 г. Мозырь).
 

Информация об участии школы в природоохранной деятельности была размещена на стенде Брестского мусороперерабатывающего завода на XII Всебелорусском экологическом форуме (12.09.2014 г. Мозырь).

Своим опытом по организации работы, направленной на формирование у учащихся компетенций в области энерго- и ресурсосбережения, учителя школы делились на семинаре-практикуме «Школа энергосбережения как способ оптимизации процесса формирования компетенций в области энерго- и ресурсосбережения», проведенном в декабре 2012 года с участием представителей педагогической общественности школ Московского района г.Бреста и представителей отдела образования Московского района г.Бреста, а также на семинарских занятиях для курсантов Брестского Института развития образования.

2.2.2 Консультирование и обучение

Консультация директора мусороперерабатывающего завода Минюка В.И. и начальника производственно-технического отдела мусороперерабатывающего завода Трифоновой Н.Г. для участников образовательного процесса.

2.2.3. Обучение и информирование участников образовательного процесса и жителей микрорайона «Вулька»:

В 2013/2014 учебном году было проведено общешкольное родительское собрание «Экологическое воспитание в семье». Законные представители учащихся по его окончании получили памятки по экономному расходованию энерго- и водо- ресурсов. На классных родительских собраниях родители учащихся были познакомлены с Экологической политикой школы. 
11 ноября 2014 года учащимися 4Е класса была проведена акция «Простые советы бережливой семьи» для жителей микрорайона «Вулька», которая была направлена на информирование жителей микрорайона о рациональном и экономном использовании электроэнергии в быту.


22 марта 2015 года учащимися 4Е класса была проведена акция «Простые советы бережливой семьи» для жителей микрорайона «Вулька», которая была направлена на информирование жителей микрорайона о рациональном и экономном использовании воды в быту. 
Учащиеся школы подготовили спектакли «Приключения капельки» и «Теремок» и по приглашению родителей и педагогов с целью пропаганды энерго- и ресурсосбережения выступают перед воспитанниками ГУО «Ясли-сад № 72». 

2.2.4. Проведение, анализ результатов деятельности.


В апреле 2015 года было проведено заседание педагогического совета «Работа педагогического коллектива по созданию эколого-дружественной среды». Его целью было осмысление опыта работы и повышение ее эффективности по созданию условий для формирования эколого-дружественной образовательной среды, направленной на овладение учащимися экологической культурой. 

3 Система экологического менеджмента

Система экологического менеджмента в ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» обеспечивает организацию и реализацию на практике мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.

Система экологического менеджмента – это часть общей системы управления организацией, которая направлена на решение вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В соответствии с ISO 14000 процесс создания системы экологического менеджмента – это часть общего процесса управления организацией, включающая формирование экологической политики и соответствующей ей организационной структуры, процесс организации и планирования деятельности, распределения ресурсов и ответственности, обеспечения практической работы в соответствии с разработанными процедурами, процессами и способами разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов, реализации получаемых продуктов и постоянного совершенствования экологической политики, целей и задач деятельности учреждения образования в целом.

Рисунок 1. Процесс создания системы экологического менеджмента

Описание модели экологического менеджмента представлено в международных стандартах ISO 14000 и содержит методологические основы, содержание и технологические аспекты организации взаимодействия участников деятельности в интересах становления экологически ответственного поведения каждого и всех.

Деятельность системы экологического менеджмента построена по известному принципу: «Планируй-делай-проверяй-улучшай».

Согласно СТБ ИСО 14001, используется следующая модель СЭМ:

3.1 Организационная структура системы экологического менеджмента (схема-органиграмма)

 

3.2 Обязанности, полномочия и ответственность

 

3.2.1 Управляющий совет

 

Управляющий совет:

-     определяет и утверждает основные направления охраны окружающей среды (экологическая политика организации);

-     несет общую ответственность и осуществляет внешнее представление;

-     предоставляет и распределяет необходимые материальные и административные ресурсы для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы экологического менеджмента (кадры со специальными навыками, инфаструктура организации, финансы);

-     принимает решения об использовании финансовых средств, полученных в результате экологических акций и направляемых на осуществление мероприятий по охране окружающей среды, а также информирует общественность об эколого-ориентированной деятельности организации;

-     интегрирует идеи экологического менеджмента в концепцию эколого-дружественной образовательной среды школы;

-     регулярно (ежегодно) анализирует систему СЭМ, созданную в организации, на пригодность, адекватность и эффективность (ежегодный мониторинг системы управления окружающей средой, отчет уполномоченного по СЭМ);

-     назначает уполномоченного по экологическому менеджменту и определят его обязанности, ответственность и полномочия;

-     утверждает составные части системы экологического менеджмента (программа по охране окружающей среды, Руководство по системе экологического менеджмента, инструкции по работе, а также корректирующие мероприятия);

-     определяет структуру, полномочия и ответственность за внедрение и функционирование СЭМ.

 

3.2.2 Уполномоченный по экологическому менеджменту

 

Уполномоченный по ЭМ – представитель руководства:

-     руководит разработкой и реализацией направлений экологической политики;

-     обеспечивает и координирует работы по разработке, внедрению и совершенствованию СЭМ;

-     распределяет полномочия и ответственность среди членов рабочей группы, обеспечивающих создание и поддержание в рабочем состоянии СЭМ;

-     организует предупреждение аварийных ситуаций, оказывающих воздействие на ОС;

-     осуществляет контроль за функционированием СЭМ на основе внутренних аудитов;

-     поддерживает обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами по вопросам охраны окружающей среды;

-     ведет Реестр НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды и своевременно информирует руководство школы и персонал о новых требованиях в области ООС;

-     анализирует и оценивает эффективность функционирования СЭМ, выполнение мероприятий;

-     информирует директора о результатах функционирования системы, представляет отчеты о функционировании СЭМ для анализа Управляющему совету;

-     актуализирует список законодательных актов в области охраны окружающей среды и информирует об изменениях и новых требованиях всех членов рабочей группы и заинтересованных работников, кого касаются эти требования. Актуализацию Списка проводить 1 раз в полгода (год);

-     управляет документацией и записями (протоколы заседания рабочей группы и т.д.).

-     координирует работы по сертификации СЭМ.

 

3.2.3 Рабочая группа по разработке и внедрению СЭМ

 

Члены рабочей группы СЭМ:

-     разрабатывают документацию СЭМ;

-     контролируют выполнение требований СЭМ работниками и учениками, оказывают методическую помощь;

-     доводят цели экологической политики до работников;

-     проводят выявление экологических аспектов;

-     организуют разработку целевых и плановых экологических показателей;

-     формируют программу управления окружающей средой;

-     проводят мониторинг в рамках СЭМ;

-     проводят внутренний и внешний обмен информацией в рамках СЭМ;

-     проводят экологическое обучение;

-     контролируют выполнение корректирующих и предупреждающих действий в СЭМ;

-     разрабатывают и согласовывают с управляющим советом информационные материалы, отражающие деятельность в области ООС и СЭМ;

-     проводят внутренний аудит СЭМ;

-     разрабатывают проект отчета об эффективности СЭМ (в т.ч. Экологическую декларацию);

-     принимают участие в подготовке к сертификации СЭМ.

3.2.4 Заместитель директора по хозяйственной работе – член рабочей группы по разработке, внедрению и функционированию СЭМ

 

Заместитель директора по хозяйственной работе:

-     контролирует и обеспечивает рациональное использование энергоресурсов;

-     осуществляет согласование предложений в программу ЭМ по сокращению потребления энергоресурсов и контроль их выполнения;

-     осуществляет планирование и техническое руководство при проведении ремонтов в школе;

-     обеспечивает сбор и временное хранение отработанных ртутьсодержащих ламп с учетом требований санитарных норм и правил, а также требований промышленной и экологической безопасности;

-     проводит обучение с техническим персоналом (уборщицами) по сбору отходов, рациональном использовании химических материалов при уборке помещений и др.;

-     обеспечивает наличие паспортов безопасности материалов, удостоверений о гигиенической регистрации, подтверждающих экологическую безопасность закупаемых материалов;

-     обеспечивает сбор, вывоз и реализацию вторичных материальных ресурсов (черных и цветных металлов, ПЭТФ, пластика, макулатуры).

3.2.5 Совет клуба «Школьный экопатруль»

 

Совет клуба «Школьный экопатруль»:

-     разрабатывает предложения по предотвращению загрязнения окружающей среды;

-     вовлекает членов школьного сообщества в природоохранную деятельность через участие в экологоориентированных проектах;

-     члены клуба осознают недостаточность знаний и необходимость повышения своих компетенций в сфере экологий.

 

3.2.6 Участники образовательного процесса, техперсонал

 

Участники образовательного процесса, техперсонал:

-     информируются, мотивируются, обучаются;

-     принимают активное участие в деятельности, направленной на защиту окружающей сред;

-     несут ответственность за соблюдение НПА и ТНПА;

-     вносят предложения по совершенствованию СЭМ;

-     призваны действовать согласно Экологической политике ГУО «СШ № 14 имени Е.М. Фомина г. Бреста».

3.2.7 Матрица распределения ответственности

 

Руководство

Уполномо-ченный по экологи-ческому менедж-менту

Рабочая группа по охране окружающей среды

Работники

Прочие (проектные группы, внешние производители услуг, др. люди с указанием сокращенных имен)

1. Отходы<sup>2</sup>

Контроль потоков отходов и документации на вид, объем отходов, затраты на устранение и способ устранения/применения (баланс по отходам)

е/м

Обеспечение раздельного сбора мусора

е/м

Проверка возможности избежать образования, сократить и применять отходы

е/м

2. Энергия – выбросы в атмосферу

Регулярный контроль выбросов в атмосферу системой отопления и служебными автомобилями (если таковые имеются), а также документирование результатов

Регулярное техническое обслуживание системы отопления и содержание ее в исправном состоянии

е/г
Переверзев М.В.

Регулярное техническое обслуживание системы отопления и содержание ее в исправном состоянии потребляющих энергию установок и приборов (включая электронную проверку)

е/г
и
Переверзев М.В.

Регулярный контроль потребления газа

Регулярный контроль потребления электроэнергии

е/м

Переверзев М.В.

Регулярный контроль возможностей экономии

е/м

е/м

Консультирование сотрудников об экономии расходовании энергии

е/м

3. Вода – сточные воды

Прослеживание потребления свежей воды и затрат на нее

е/м

Переверзев М.В.

Прослеживание затрат на сточные воды

Регулярный контроль возможностей экономии воды и сокращения сточных вод

е/м

е/м

Контроль и техобслуживание водопроводных кранов и санитарных установок

е/м
и
Переверзев М.В.

Контроль правильного хранения веществ, представляющих угрозу для воды (§19 «Закона о регулировании водного режима»)

Переверзев М.В.
Даркович В.В.

4. Закупка и продукты

Оценка и выбор фирм-поставщиков, фирм по предоставлению услуг и инвестиций с точки зрения экологии

Оценка с точки зрения экологии новых услуг/мероприятий, которые предлагаются учреждением/общиной

5. Безопасность

Контроль устройств безопасности

е/м
и

е/м
и
Переверзев М.В.

Информация/обучение касательно безопасности

е/м

Тунчик Е.В.

Переверзев М.В.

6. Организация

Применение и сохранение системы

е/г

е/г

Оптимизация системы (органиграмма – организационная матрица)

е/г

е/г

Составление и поддержка руководства по экологическому менеджменту

е/г

е/г

Контроль соблюдения целей по охране окружающей среды и программ

е/г

е/г

Выяснение причин отклонений

е/г

е/г

Определение мер по корректировке

е/г

Осуществление мер по корректировке

е/г

Проверка мер по корректировке на их действенность

е/г

В случае если из-за мер по корректировке стало необходимым изменение производства: приведение документации в соответствие

е/г

Дальнейшее развитие целей по охране окружающей среды и программ

е/г

Планирование и предоставление бюджетных средств на проведение мер программы по охране окружающей среды

е/г
и

Планирование и проведение контроля экологичности производства/внутреннего аудита, а также документирование результатов

е/г

Даркович В.В.
Селивончик В.П.

Планирование и проведение оценки руководством, а также документирование результатов

е/г

Учет и анализ параметров окружающей среды

Актуализация экологической политики

е/г

Составление и опубликование экологической декларации

е/г

Коммуникация с внутренними и внешними службами

и

и

Актуализация правового кадастра

е/г
и

Принятие требуемых мер в свете новых предписаний

е/г
и

е/г
и

Выяснение потребности в обучении и определение образовательного плана

и

Обучение сотрудников

е/г
и

е/г
и

е/г
и
Тунчик Е.В.

Информирование членов школьного сообщества и гостей

и

и

Очередность (цикл)

е/м       ежемесячно

е/г       ежегодно

иначе – в случае необходимости

 

4 Экологическая политика

В апреле 2014 года директором ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» была утверждена следующая экологическая политика:

 

Экологическая политика 
ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста»

Наша цель: формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся, их родителей, сотрудников школы через создание в учреждении образования эколого-дружественного образовательного пространства при условии предотвращения загрязнения окружающей среды и постоянного улучшения ее состояния.

 

Пути достижения поставленной цели:

-     соблюдение законодательных и других требований в области охраны окружающей среды распространяющихся на деятельность школы;

-     снижение потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов;

-     совершенствование сбора вторичных материальных ресурсов;

-     своевременное выявление и предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду;

-     внедрение энергосберегающего оборудования и материалов;

-     проведение целенаправленной образовательной работы с учащимися, их родителями, учителями и техническим персоналом школы в области энергосбережения и охраны окружающей среды;

-     повышение уровня персональной ответственности каждого работника за соблюдение экологических требований;

-     создание системы социального партнерства для решения локальных экологических проблем, экономного потребления и здорового образа жизни;

-     внедрение, поддержание в рабочем состоянии, совершенствование системы экологического менеджмента.

Директор ГУО «СШ №14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» берет на себя ответственность за реализацию настоящей политики и призывает всех учащихся, их родителей и сотрудников школы осуществлять свою деятельность в области охраны окружающей среды в соответствии с системой экологического менеджмента.

                                              

5 Установленные экологические аспекты, цели и задачи

 

5.1 Список экологических аспектов ГУО «СШ № 14 имени Е.М. Фомина г. Бреста»

Вид деятельности, процесс, услуга

Экологический аспект

Воздействие на окружающую среду

Важность экологи-ческого аспекта (балл)

Нормативно-правовые акты или процедура по управлению экологических аспектов

Основная деятельность

Образование отходов, подлежащих захоронению (коммунальные отходы)

Загрязнение компонентов окружающей среды

2 (3)

Закон «Об обращении с отходами» 20 июля 2007 № 271-3; договоры на вывоз и захоронение отходов

Образование отходов

Смешивание отходов разных видов

Дополнительное загрязнение компонентов окружающей среды

3

Закон «Об обращении с отходами» ст. 15, 17

Образование отходов

Образование отходов, передаваемых на использование (пластик, ПЭТ, макулатура)

Предотвращение загрязнения компонентов среды

1

Договор передачи на использование

Основная деятельность

Образование отходов, передаваемых на обезвреживание (люминесцентные лампы)

Предотвращение загрязнения компонентов окружающей среды

2

Договор передачи на обезвреживание

Временное хранение опасных отходов (элементы питания)

Сбор элементов питания

Предотвращение загрязнения компонентов окружающей среды

3

Указ Президента РБ № 313

Использование транспорта

Выбросы механических транспортных средств

Загрязнение атмосферного воздуха, изменение климата

3

Рамочная конвенция «Об изменении климата (Киотский протокол)

Использование чистящих и моющих средств (уборка помещений, мытье посуды)

Сброс загрязненных веществ в составе сточных вод

Дополнительная нагрузка на городские очистные сооружения

1

Правила эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест

Основная деятельность (столовая, санузлы, учебные классы)

Потребление воды

Истощение водных ресурсов

3

Правила эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест

Основная деятельность

Использование тепловой энергии

Истощение топливно-энергетических ресурсов

3

Правила эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест

Основная деятельность

Использование электрической энергии

Истощение топливно-энергетических ресурсов

2

Директива Президента Ре6спулики Беларусь № 3

Основная деятельность

Использование бумаги

Истощение природных ресурсов

Образовательная деятельность

Формирование экологического сознания участников образовательного процесса

Воздействие области энергосбережения, обращения с отходами и т.д.

3

Закон «Об охране окружающей среды» 26 ноября 1992 г. № 1982-ХII

Основная деятельность

«Зеленое потребление

Улучшение состояния окружающей среды

1

5.2 Важные экологические аспекты на 2014 год

 

Вид деятельности, процесс, услуга

Экологический аспект

Воздействие на ОС

Важность ЭА, балл

НПА, ТНПА или процедура по управлению ЭА

Хранение отработанных люминесцентных ламп

Риск возникновения аварийного инцидента

Загрязнение ОС

3

Положение о порядке учета, хранение и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов

Хранение отработанных гальванических элементов

Обращение с аккумуляторными батареями

Загрязнение ОС тяжелыми металлами при захоронении на полигонах

3

Ст. 17 Закона «Об обращении с отходами», Договор на захоронение

Основная деятельность организации

Образование отходов, подлежащих захоронению

Загрязнение компонентов ОС

3

Ст. 17 Закона «Об обращении с отходами», Договор на захоронение

Образование отходов

Смешивание отходов разных видов

Дополнительное загрязнение компонентов ОС

3

Ст. 15,17 Закона «Об обращении с отходами», Договор на захоронение

Основная деятельность организации

Потребление ТЭР

Истощение ТЭР

2

Директива президента РБ №3

Основная деятельность организации

Использование воды

Истощение природных ресурсов

2

Директива президента РБ №3

Основная деятельность организации

Экологическая грамотность участников образовательного процесса, технического персонала школы

Воздействие в области энергосбережения, обращения с отходами и др.

3

Ст. 75-76 Закона «Об охране окружающей среды»

 

5.3 Цели и задачи

 

Экологические аспекты

Целевой экологический показатель

Плановый экологический показатель

Обращение с отходами

Уменьшение объемов отходов, подлежащих захоронению

Уменьшение объемов отходов, подлежащих захоронению за счет раздельного сбора отходов по видам: пластик, стекло, макулатура

Обращение с отработанными люминесцентными лампами

Уменьшение объемов отходов, подлежащих захоронению

Уменьшение объемов отходов, подлежащих захоронению за счет своевременного вывоза ртутьсодержащих ламп

Использование ТЭР

Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов

Сокращение потребления тепла на 1% к 2013 году, электроэнергии на 1% к 2013 году

Использование воды

Снижение потребления воды

Снижение потребления воды на 1% к 2013 году

Обращение с аккумуляторными батареями

Уменьшение объемов отходов, подлежащих захоронению

Уменьшение объемов отходов, подлежащих захоронению за счет своевременного вывоза аккумуляторных батарей

Экологическая грамотность участников образовательного процесса

Проведение целенаправленной образовательной работы с учениками и сотрудниками школы в области энергосбережения  и охраны окружающей среды

Достигнуть 100%-го охвата учащихся и сотрудников школы по информированию в области энергосбережения и охраны окружающей среды

6 Экологическая программа

 

6.1 Программа экологического менеджмента 
ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М.Фомина г. Бреста» на 2014-2016 годы

Экологический аспект

Показатель

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ресурсы

Ответственный исполнитель

Факт выполнения

Целевой

Плановый

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды

Повышение компетенции участников образовательного процесса

Проведение целенаправленной образовательной и воспитательной работы в области энергосбережения и охраны окружающей среды

Достигнуть 100%-ного охвата участников образовательного процесса по информированию в области энергосбережения и охраны окружающей среды

Общие собрания коллектива по изучению законодательных и других экологических требований в области ООС

1 раз в полугодие

Сайт гуманитарно-просветительского фонда «Живое партнёрство», помощь экспертов, наличие нормативно-законодательной базы

Управляющий по СЭМ

Заседания МО

1 раз в полугодие

Руководители МО

 +

Родительские университеты

1 раз в полугодие

Члены рабочей группы

 +

Классные часы

1 раз в четверть

Классные руководители

 +

Информационные часы

1 раз в четверть

Классные руководители

  1. Снижение потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов

Потребление ТЭР

Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов

Сокращение потребления электроэнергии на 4% к 2016 году по отношению к 2014 году

 Постоянный мониторинг энергопотребления; замена электросковороды, жарочного шкафа и электроплиты в пищеблоке; 
Замена холодильника,водонагревателя и электрокипятильника
работа экологических патрулей; разьяснительная работа

Октябрь 2014

Декабрь 2015

Постоянно;

согласно плану

Бюджет

Бюджет

Директор

Зам.дир. по ХР

Директор

Зам.дир. по ХР

Классные руководители,уполномоченные ро СЭМ 

+

Потребление воды

Сокращение

потребления воды на 2% к 2016 году по отношению к 2014 году

Замена посудомоечной машины; работа экологических патрулей; разьяснительная работа

4 квартал 2014

Постоянно;

согласно плану

Бюджет

Директор Зам.дир. по ХР

Классные руководители,уполномоченные ро СЭМ

+

  1. Совершенствование сбора вторичных материальных ресурсов

Смешивание отходов разных видов

Уменьшение объёмов отходов, подлежащих захоронению

Уменьшение объёмов отходов, подлежащих захоронению, за счёт раздельного сбора отходов по видам

Установка контейнеров для раздельного сбора мусора, сбора отработанных гальванических элементов; Акция «Дадим отходам второй шанс»

2 квартал 2014

Безвозмездное пользование согласно Договора с мусороперерабатывающим заводом

Директор

Уполномоченный по CЭМ

+

Акция «Батарейка» (временное хранение опасных отходов – элементов питания)

Уполномоченный по ЭМ, классные руководители

  1. Своевременное выявление и предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду

Образование отходов, подлежащих захоронению (коммунальные отходы)

Уменьшение объёмов отходов, подлежащих захоронению

Уменьшение объёмов отходов, подлежащих захоронению, за счёт раздельного сбора отходов по видам

Установка дополнительных контейнеров для раздельного сбора отходов по видам в классных помещениях

Ноябрь 2014

Из средств «Прочее»

Директор

Образование отходов, передаваемых на использование (пластик, ПЭТ, макулатура)

Уменьшение объёмов отходов, подлежащих захоронению

Уменьшение объёмов отходов, подлежащих захоронению, за счёт раздельного сбора отходов по видам

Акция «Дадим отходам второй шанс»

Уполномоченный по ЭМ, классные руководители

 +

Образование отходов, передаваемых на обезвреживание (люминесцентные лампы)

Уменьшение объёмов отходов, передаваемых на обезвреживание

Уменьшение объёмов отходов, передаваемых на обезвреживание, за счёт приобретения и использования энергосберегающих ламп

Оборудование хранилища для люминисцентных ламп

Приобретение энергосберегающих ламп

2016

Внебюджетные средства

Директор

Выбросы от механических транспортных средств

Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха выбросами от механических транспортных средств

Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха выбросами от механических транспортных средств за счёт минимального использования механических транспортных средств и контроля выбросов выхлопных газов

Акция «День без машины»

1 раз в год

Разъяснительная работа

Уполномоченный по ЭМ, классные руководители

Своевременное прохождение техосмотра механических транспортных средств

1 раз в год

Разъяснительная работа

Члены рабочей группы

  1. Внедрение энергосберегающего оборудования и материалов

«Зеленое» потребление

Улучшение состояния окружающей среды

Улучшение состояния окружающей среды за счёт внедрения и использования энергосберегающего оборудования и материалов

Замена оконных блоков в кабинетах школы

Август 2015

Август 2016

Областной бюджет

Республиканский бюджет

Зам.дир. по ХР

 частично

Установка рычажных кранов в санузлах

Ноябрь 2014

Внебюджетные средства

Директор

 +

Установка дополнительных контейнеров для раздельного сбора отходов по видам в классных помещениях

Ноябрь 2014

Из средств «Прочее»

Директор

 +

Реконструкция 3-х санузлов школы

 2015-2016

Бюджетные средства

Директор

 одного

  1. Проведение целенаправленной образовательной работы с учащимися, их родителями, коллективом школы, способствующей приобретению положительного личностного опыта в области энергосбережения и охраны окружающей среды

Формирование экологического сознания участников образовательного процесса

Проведение целенаправленной образовательной и воспитательной работы в области энергосбережения и охраны окружающей среды

Достигнуть 100%-ного охвата участников образовательного процесса по информированию области энергосбережения и охраны окружающей среды

Организация и проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологического мышления, сознания и культуры всех участников образовательного процесса

2013-2016 г.г.

Учителя-предметники, классные руководители

Создание методического комплекса инноватики: перспективные планы, методические разработки учебных и факультативных занятий, классных часов

1 раз в полугодие

Руководители МО

Создание и распространение информационных листков для родителей

1 раз в полугодие

Бюджет

Члены инновационной группы

  1. Повышение уровня персональной ответственности каждого работника за соблюдение экологических требований

Экологическоевойздействие, связанное с деятельностью каждого сотрудника; понимание своей роли и ответственности каждым сотрудником

Соблюдение правил охраны труда, требований законодательства; проведение целенаправленной работы со всеми участниками образовательного процесса в области энергосбережения и охраны окружающей среды

Предотвращение возникновения аварийных ситуаций; уменьшение личного экологического воздействия каждого участника образовательного процесса

Проведение факультативных занятий экологической тематики, участие в экологических акциях

Постоянно

Члены управляющего совета и рабочей группы

  1. Благоустройство школы и школьной территории

Благоустройство школьной территории

Улучшение состояния окружающей среды

Улучшение состояния окружающей среды за счёт озеленения пришкольной территории

Создание 3Д-клумбы

Май 2015

Внебюджетные средства

Зам.дир. по ХР

  1. Создание системы социального партнёрства для решения локальных экологических проблем, экономного потребления и здорового образа жизни

Формирование экологического сознания и культуры участников образовательного процесса

Проведение целенаправленной образовательной и воспитательной работы в области энергосбережения и охраны окружающей среды

Достигнуть 100%-ного охвата участников образовательного процесса по информированию области энергосбережения и охраны окружающей среды

Популяризация и освещение школьных мероприятий с использованием сайта и других СМИ

1 раз в квартал

Уполномоченный по ЭМ

Сотрудничество с УО, предприятиями и организациями города

постоянно

Уполномоченный по ЭМ

  1. Внедрение, поддержание в рабочем состоянии, совершенствование системы экологического менеджмента

Формирование экологического сознания и культуры участников образовательного процесса

Проведение целенаправленной работы по соблюдению положений ЭП и требованиям СЭМ

Выполнение Программы СЭМ

Внутренний аудит

Мониторинг и анализ со стороны руководства

1 раз в

год

 1 раз в год

6.2 Экологическая деятельность

 

Для учащихся школы организованы и работают кружки экологической направленности: «Юннат» и «Юный эколог» (для учащихся 2-ых классов), «Юный эколог» (для учащихся 6-ых классов, руководитель Корнелюк Л.Н.), «Юный эколог» (для учащихся 7-ых классов, руководитель Селивончик В.П.), «Юный эколог» (для учащихся 8-ых классов, руководитель Ардыцкий Р.Ю). 
Реализованы общешкольные проекты «Энергоресурсы страны мы все экономить должны» (2011), «Экономим вместе» (2012). 
Учащиеся и учителя школы систематически участвуют в акциях «Посади дерево», «Собери макулатуру – сохрани дерево», по уходу за школьной территорией, территорией микрорайона и территорией, прилегающей к памятнику «Жертвам фашизма» на 7-ом км Ковельского шоссе. В республиканской акции «Цветы победы» школа заняла третье место. Поддерживают чистоту и порядок на экологической тропе. 
Ежегодно учащиеся школы собирают отработанные гальванические элементы (собрано 180 кг использованных батареек).
Проведены недели «Энергия и среда обитания» (ноябрь 2013), «Похвальное слово воде» (март 2014). 
Целью проведения недели «Энергия и среда обитания» было углубление у учащихся знаний об экологии и энергосбережении, формирование навыков эколого-ориентированного поведения.
В соответствии с планом проведения недели «Энергия и среда обитания» в 2013 году прошли различные мероприятия. В ходе проведения недели ребята познакомились с различными экологическими проблемами и находили пути их разрешения (экологическая игра для учащихся 5 классов «Думай по-зеленому» (учитель Пригодич Т.К.), классный час в 7 «Д» классе «Природа не прощает ошибок» (классный руководитель Вишневская О.И.), классный час в 8 «Г» классе «Вечная проблема: что делать с мусором?» (классный руководитель Зайко Г.В.).
Перед учащимися выступали лекторские группы членов кружка «Юный эколог» (руководитель Корнелюк Л.Н.), учащихся 7 «Б» класса («Батарейка»: за и против», руководитель Шараева Е.А.), учащихся 8 «А» класса («50 способов помочь планете», руководитель Демченко Ю.Л.). Выступление лекторских групп сопровождались показом презентаций, видеороликов, мультфильмов. Школьники получали советы о том, как правильно себя вести в лесу, обсуждали, как каждый из них лично может помочь планете Земля в сохранении ее «здоровья», знакомились со способами энерго- и ресурсосбережения дома.
Большой интерес вызвало выступление учащегося 8 «Д» класса Шараева Владислава с исследовательской работой «Плодово-ягодная батарейка».
С успехом прошел просмотр спектакля на экологическую тему «Приключения красной шапочки в лесу» (руководитель Баран О.А.), а также театрализованное выступление учащихся 7 «Е» класса (руководитель Шепелевич Е.В.).
Задания интеллектуальной игры для учащихся 7-х классов «Своя игра» (организаторы Демченко Ю.Л., Шараева Е.А.) были направлены на актуализацию знаний об энергосбережении и получение в игровой форме новой информации о способах экономии ресурсов воды и электроэнергии.
На открытое занятие экологического кружка «Богатства недр земли» были приглашены не только участники проекта «Экологическая тропа», но и потенциальные туристы. Руководитель кружка учитель географии Селивончик В.П. применяла различные способы мотивации учащихся для занятия эколого-ориентированной деятельности (проблемные вопросы, эксперимент, практическую работу).
Были организованы конкурсы экологических листовок (5-7 классы), минигазет «Человек, его здоровье и окружающая среда» (8 классы), фотографий о родном крае «И это все моя Земля» (9 класс).
Итоги недели подведены в торжественной обстановке. Проведено награждение победителей конкурсов и наиболее активных участников недели.
В соответствии с календарным планом на 2013/14 учебный год реализации инновационного проекта «Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования» с 10.03 по 17.03.2014 в школе прошла неделя «Похвальное слово воде». В ее ходе прошли мероприятия, которые были направлены на осознание участниками образовательного процесса уникальности роли воды в жизни человека, формирование у них бережного отношения к ресурсам воды.
Так для учащихся 7 классов прошла конференция «Вода – самое удивительное вещество на земле» (ответственные: учителя Даркович В.В., Шараева Е.А., Буянкина В.В., Селивончик В.П.), для учащихся 8 классов проведен устный журнал «Вода – основа жизни» (ответственный учитель Котович С.Н.).
Члены лекторской группы из числа учащихся 9 классов на классных часах, проведенных в 8-9 классах, рассказали об источниках загрязнения воды (ответственный учитель Буянкина В.В.).
Для учащихся 1-4 классов и воспитанников детского сада № 72 члены лекторской группы учащихся 7 «Д» класса подготовили сказку «История капельки» (ответственный учитель Вишневская О.И.)
Участие в работе лекторских групп, в проведении устного журнала, конференции способствовало тому, что учащиеся не только сами приобретали знания о значении воды в жизни человека, но у них развивались такие ключевые компетенции, как информационные и коммуникативные.
Во время проведения недели были выпущены газета «Интересные факты о воде» (ответственный учитель Пригодич Т.К.), разработана памятка «Как сберечь воду» (ответственный учитель Демченко Ю.Л.). Учащимися 10-11 классов созданы видеоролики на тему «Способы экономии воды в быту» («Чисть зубы, экономно расходуя воду», «Мой руки и экономь воду»), плакаты «Мы умеем экономить воду» (ответственный учитель
Струневская Н.И.). Плакаты были размещены во всех классных помещениях, где учатся учащиеся 1,3 классов. Опыт создания такой медиапродукции школьники приобрели, участвуя в проекте «Adobe Youth Voices» сети IEARN. Такая совместная творческая деятельность направлена на формирование у учащихся опыта социального взаимодействия с учащимися и учителями, формирование активной гражданской позиции.
В рамках недели обучающиеся участвовали в творческих конкурсах: «Мы читаем стихи о воде», «Рисуем логотип БрМПЗ», конкурс рисунков и плакатов «Сохраним планету чистой», состоялся фестиваль кроссвордов о воде.
На подведении итогов недели «Похвальное слово воде» присутствовали директор и ведущие специалисты КПУБ «Брестский мусороперерабатывающий завод», которые подвели итоги конкурса «Рисуем логотип БрМПЗ» и вручили ценный подарок учащемуся 11 «А» класса Красенькову Арсению – победителю этого конкурса.
Для учителей школы был проведен семинар «Качество воды – качество жизни» (ответственные: Ардыцкий Р.Ю., Байда Н.Н., Баглай Ю.С., Струневская Н.И.).
Разработаны и внедрены локальные проекты «Пять шагов по чистой планете», «Экологический марафон», «Энергосбережение в школе и дома». Проведена организационная работа по реализации локального проекта «Экологическая тропа».
Учащиеся школы принимали активное участие в конкурсе «Мир через объектив», «Земля – наш дом».
В апреле 2014 года в школе установлены контейнеры для раздельного сбора стекла, пластика, бумаги и отработанных батареек. В классных помещениях также имеются урны для раздельного сбора бумаги и органических отходов. 
Школа активно сотрудничает с Брестским лесхозом и Брестским мусороперерабатывающим заводом.
В сентябре 2015 г. учащиеся школы участвовали во Всемирной акции «Очистим планету от мусора» и в городской акции «Мой город – самый чистый» (в рамках Всемирной акции «Очистим планету от мусора»). Целью данных акций являлось вовлечение учащихся в природоохранную деятельность, формирование ответственного отношения к своим действиям в природе через осознание экологических проблем. Учащиеся школы не только очистили от мусора территорию экологической тропы, участки территории в микрорайонах Южный и Вулька, но и сортировали отходы. Организовали флеш-моб с целью привлечения внимания родителей к проблеме раздельного сбора отходов. Для учащихся 4-х классов была проведена экологическая программа «Чистая планета».


Учащиеся школы активно участвуют в конкурсах «Энергомарафон», «Энергия и среда обитания», в областной конференции исследовательских работ учащихся «С наукой в будущее».
Школа в течение двух лет участвовала в республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». В 2011 году работа учащихся «Приемы экономного использования воды в быту» в номинации «Практическая работа. Практический опыт энергосбережения в школе и дома. Практическое применение возобновляемых источников энергии» была удостоена 3-го места. Ребята были награждены дипломами. На областном этапе этого конкурса школьная газета «Южный ветер», материалы которой отражали ход школьных акций «Экономим вместе» (2011) и «Энергоресурсы страны мы все экономить должны» (2012) занимала 2 года подряд 1-ое место. В 2012 году урок математики по теме «Проценты: Решение задач». Решение проблемного вопроса «Энергосбережение. Начни с себя» в номинации для педагогов «Урок. Простые решения против изменения климата» занял 3-е место (учитель Струневская Н.И.). 
В 2014 г. на областном этапе республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» (номинация «Информирование общества/пропаганда энергоэффективности») работа учащегося 11 «В» класса Гомона Антона «Простые советы» была удостоена диплома III степени.
На конкурс «Энергомарафон» в 2013 году были предоставлены видеоролик «Быть современным – значит быть экономным» и две исследовательские работы учащихся «Плодово-ягодная батарейка» и «Может ли накипь в чайнике помочь «похудеть» кошельку брестчанина или еще один способ экономии энергоресурсов в быту».
На районном этапе республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон» в 2013 году в номинации «Лучший проект практических мероприятий по энергосбережению среди учащихся учреждений образования»: 
– 1 место заняла исследовательская работа «Плодово-ягодная батарейка» учащегося Шараева Владислава, а на областной научно-практической конференции «С наукой в будущее» эта же работа отмечена дипломом 2 степени (руководитель Шараева Е.А.);
– 2 место заняла исследовательская работа учащихся Шараева Владислава и Ласкович Анастасии «Может ли накипь в чайнике помочь «похудеть» кошельку брестчанина или еще один способ экономии электроэнергии в быту», эта же работа отмечена дипломом 2 степени на районном этапе конкурса научно-исследовательских работ «С наукой в будущее». За участие в отборочном этапе международного конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в номинации «Лучший проект практических мероприятий по энергосбережению среди учащихся учреждений образования» учащиеся Шараев Владислав и Ласкович Анастасия награждены дипломом 1 степени;
– 3 место в номинации «Лучшая творческая работа учащихся учреждений образования по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов» (видеоролик) заняла работа «Быть современным – значит быть экономным» (руководитель Лынько Е.М.).
В областном этапе республиканского конкурса «Энергомарафон-2013» в номинации «Лучший проект практических мероприятий по энергосбережению среди обучающихся учреждений образования». ГУО «СШ № 14 имени Е.М.Фомина г. Бреста» заняла третье место и получила сертификат на 100 млн. руб. областного бюджета на внедрение в 2015 году энергосберегающих мероприятий.

В 2014 году исследовательская работа учащегося X «В» класса Коваля Е. “Использование алюминиевой фольги для сохранения тепла в учебном кабинете: миф или реальность?» на районном этапе конкурса «Энергомарафон – 2014» заняла I место.
На областном этапе республиканского конкурса «Энергомарафон-2014» школа награждена Дипломом I степени как «Лучшее учреждение образования по созданию системы работы в сфере энергосбережения» и получила сертификат на 50 000 000 рублей из республиканского бюджета.
«Знаете ли Вы, какой сегодня день?» - с таким вопросом 11 ноября 2014 года обращались к жителям микрорайона «Вулька» учащиеся 4 «Е» класса ГУО «СШ № 14 имени Е.М.Фомина г.Бреста» … Так началась акция «Простые советы бережливой семьи», проведенная для жителей микрорайона учащимися школы. В этот день, который отмечается мировой общественностью как Международный день энергоресурсов. Школьники рассказывали взрослым, как разумно и бережно использовать энергоресурсы, раздавали памятки по экономному расходованию электроэнергии и воды. Эта акция была проведена в рамках декады «Энергия и среда обитания», которая прошла в школе с 10 ноября по 20 ноября 2014 года. В ее ходе проведены интеллектуальные экологические игры для учащихся 5-х классов «Думай по-зеленому» (учитель Ячменникова Н.В.), для учащихся 7-х классов «Своя игра» (учитель Селевончик В.П.), для учащихся 9-х классов «Эко-эрудит» (учитель Ардыцкий Р.Ю.), для учащихся 6-х классов – познавательно - игровая программа по энергосбережению (учитель Гусева Н.В.).

Перед учащимися выступила лекторская группа, состоящая из восьмиклассников (учитель Шараева Е.А.). Тема их выступления «40 способов помочь планете».


С большим успехом прошел эко-спектакль «Теремок», подготовленный учащимися 8А, 8Б классов – участниками экологического театра (учитель Шепелевич Е.В.). В ненавязчивой игровой форме юные артисты давали учащимся 2-6 классов, а также воспитанникам детского сада № 72 советы по энергосбережению.

Проведена мини-акция «Давайте сделаем планету чище». Учащиеся 4 «Е» класса Лысюк Илья и Божко Анна во время ее проведения выступили как агенты чистоты: вместе с юными футболистами, проживающими по улице Подгородская, убрали территорию вокруг здания бывшей библиотеки на «Старой Вульке».


 

Результаты проведенной акции отражены на стенде «Сделаем чище планету, страну, город, микрорайон, школу».

В конце декады были подведены итоги творческих конкурсов: конкурса информационных табличек по энергосбережению и конкурса фотографий.
А 26 ноября 2014 года в гости к ребятам пришла начальник производственно – технического отдела Брестского мусороперерабатывающего завода Трофонова Наталья Геннадьевна. Она рассказала учащимся 5-6 классов о заводе и о том, как надо правильно обращаться с отходами. Учащиеся школы подарили мусороперерабатывающему заводу свои поделки, сделанные из вторичного сырья.
С 10 марта по 17 марта 2014 в школе прошла неделя «Похвальное слово воде». В ее ходе прошли мероприятия, которые были направлены на осознание участниками образовательного процесса уникальности роли воды в жизни человека, формирование у них бережного отношения к ресурсам воды: конкурс чтецов стихов о воде (отв. Прокопюк Т.Г.), эклого-познавательная программа «Гимн воде» (отв. Вишневская О.И.), КВН «А без воды…..» (отв. Миронюк Н.В.), интеллектуальное шоу-игра «Кто воду бережет, тот поступает мудро» (отв. Пригодич Т.Г.), интеллектуальная игра «Вода – источник жизни» (отв. Шараева Е.А.), спектакль - сказка «Вода живая и мертвая» (отв. Котова Г.П.), акция для жителей микрорайона «Вулька» «Советы бережливой семьи» (отв. Котова Г.П.). Учителя, ответственные за проведение мероприятий, при подборе материала для их проведения учитывали возрастные особенности учащихся, использовали технические средства обучения. У учащихся школы формировались коммуникативные, информационные компетенции. Были созданы условия для формирования у школьников активной жизненной позиции.

 

Матрица ответственности по организации работы над экологическими проектами

7 Реестр НПА и ТНПА в области ООС

  1. Закон «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007г. № 271-З
  2. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» от 11.07.2012 №313.
  3. Рамочная конвенция об изменении климата (Киотский протокол) (декабрь 1997 г.).
  4. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ «О правилах технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест» от 06.04.1994 №23.
  5. Директива Президента Республики Беларусь №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14.06.2007 №3.
  6. Закон «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 №1982-XII 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.