Неделя финансовой грамотности
С 12.03.18 по 17.03.18 в ГУО «Средняя школа №14 им. Е.М. Фомина г. Бреста» проводилась Неделя финансовой грамотности. На протяжении недели в школе проводились разнообразные мероприятия среди учащихся всех ступеней обучения.
Так, в течение недели в фойе школы демонстрировался ряд познавательных видеороликов на тему «Финансы в нашей жизни». Ролики были подобраны с учетом возрастных особенностей всех учащихся (Ахтареева И.И., Головко А.Г.).
Выставка творческих работ учащихся 1 – 11 классов на тему «Финансовая грамотность – это важно» была организована в фойе школы и библиотеке. С помощью художественных работ ученики продемонстрировали своё видение темы «Финансы» (Малыщиц И.Г.).
На всех этажах школы были представлены афоризмы, крылатые выражения и высказывания знаменитых людей, добившихся благосостояния, о деньгах и успехе. (Ахтареева И.И.).
В течение недели в школе работали 2 лекторские группы (учащиеся VII «В» и IX «А» класса), которые в I и II смену посещали занятия всех классов с краткими 5-минутными сообщениями об интересных фактах о деньгах, истории денег. В ходе лекций ученики с интересом слушали информацию по теме, задавали вопросы и получали на них ответы (Ахтареева И.И.).
На всех уроках английского и немецкого языка учителя иностранных языков проводили лекции-презентации «Деньги разных стран» на иностранном языке, обсуждали историю возникновения денег, оборот денежных средств в странах-носителях языка, а также готовились и разыгрывались диалоги. (учителя иностранных языков)
Во вторник 13.03 в актовом зале школы состоялась встреча учащихся 9 – 11 классов с работником Белагропромбанка Тукало О.В. Учащиеся активно задавали вопросы о функциональных обязанностях специалистов банковской сферы, о разнообразии экономических и финансовых профессий. Ученики были заинтересованы в организации обратной связи с представителем банка. Встреча была плодотворной и эмоционально-насыщенной. (Гацко Е.А., Ахтареева И.И.)
В течение недели классные руководители 6 – 8 классов проводили классные часы в своих классах на тему «О доходах, расходах и финансовом благополучии». (Ахтареева И.И., Демченко Ю.Л., классные руководители)
Среди учащихся 5 классов Демченко Ю.Л. в течение недели проводила Викторину на тему «Что мы знаем о деньгах». Ученики активно отвечали на вопросы викторины и с удовольствием вовлекались в процесс. Самые активные участники были награждены призами. (книга «Мае першыя фінансы» от Белагропромбанка) (Демченко Ю.Л.)
В пятницу 16.03.2018 в актовом зале школы среди учащихся 3-х классов был проведен кинолекторий «Финансовая грамотность: Азбука денег от тётушки Совы». Младшим школьникам была представлена информация о семейном
бюджете, карманных деньгах, способах распределения и сохранения карманных денег, а также экономии денежных средств с помощью сбережения энергоресурсов дома и школе. После киносеанса учащимся задавались вопросы, на которые дети давали, в своём большинстве верные ответы, активно и с удовольствием. Самые активные ученики были награждены призами (книга «Мае першыя фінансы») (Ахтареева И.И.)
В течении недели психолог Симончик Г.А. подготовила и провела опрос «Проверь свою финансовую грамотность» среди учащихся 5 – 11 классов, сделав статистические выводы по школе (Симончик Г.А.)
Была использована анкета «Как я управляю личными деньгами», которая состоит из 8 вопросов. В исследовании приняло участие 134 учащихся.
Были получены следующие результаты:
1.Как ты думаешь, карманные деньги - это деньги…
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
119 |
89% |
|
14 |
10% |
|
4 |
3% |
|
3 |
2% |
2. Укажи источники получения твоих карманных денег. В варианте "сдача от покупок" имеется в виду, что если родители отправляют тебя в магазин за покупками и сдачу разрешают оставить себе, то она может быть одним из источников карманных денег.
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
106 |
79% |
|
49 |
37% |
|
31 |
23% |
|
25 |
19% |
3.Нужны ли тебе карманные деньги?
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
66 |
49% |
|
62 |
46% |
|
7 |
5% |
4.Как часто тебе дают карманные деньги?
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
70 |
52% |
|
24 |
18% |
|
20 |
15% |
|
19 |
14% |
|
11 |
8% |
5.Родители контролируют, как ты расходуешь карманные деньги?
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
62 |
46% |
|
49 |
37% |
|
29 |
22% |
6.Проанализируй, как ты обычно тратишь карманные деньги?
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
74 |
55% |
|
55 |
41% |
|
12 |
9% |
|
9 |
7% |
7.На что ты обычно тратишь карманные деньги?
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
61 |
46% |
|
48 |
36% |
|
45 |
34% |
|
38 |
28% |
|
38 |
28% |
|
35 |
26% |
|
31 |
23% |
|
28 |
21% |
|
26 |
20% |
|
23 |
17% |
|
20 |
15% |
|
11 |
8% |
8.Карманные деньги даются обычно на определенный период (день, неделю, месяц). Подумай, тебе хватает их на этот период?
Вариант ответа |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
|
80 |
60% |
|
46 |
34% |
|
7 |
5% |
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Положительные стороны:
- Большинство учащихся знает, для чего предназначены карманные деньги (более 80 %);
- В основном личные деньги дают детям родители (более 70%);
- Более 40% ребят стараются копить деньги;
- Тратят деньги на себя (более 40%);
- Более 50% учащихся умеют распределять деньги, которые дают на личные расходы: сумму, которую выделяют, на определенный период, хватает.
Отрицательные стороны:
Управление личными деньгами не осуществляется на постоянной основе:
- Деньги учащимся дают «когда попросят» (более 50%);
- Родители не интересуются, куда дети тратят деньги: родители контролируют расходы «иногда» (более 40%);
Таким образом, мы должны понимать, что формировать у школьников финансовую грамотность просто необходимо, потому, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.